Данная статья создана, в первую очередь, с целью оказания помощи и поддержки юридическим и физическим лицам, столкнувшимся со сложностями при работе с цифровой подписью, а также прочим организациям различного уровня.
Что же такое ЭЦП и с чем ее едят?
Электронная подпись - это реквизит электронного документа, полученный путем криптографического преобразования с использованием, так называемого, закрытого ключа. Основополагающими принципами работы ЭП являются авторство, целостность и неотказуемость. По сути, электронная подпись является аналогом рукописной в случаях, которые предусмотрены соответствующим законом. Сферы использования ЭЦП в настоящее время довольно широки и разнообразны.
Пожалуй, не будем вдаваться в технические детали. Хотелось бы поговорить о том, что заботит и волнует многих из вас: с чего начать и как во всем разобраться.
Обо всем по порядку.
Первым делом, настоятельно рекомендую при работе использовать браузер Internet Explorer версии 9.0 или выше. Браузер необходимо настроить в соответствии с инструкцией.
Что нам понадобится для стабильной работы ЭЦП?
Рассмотрим пример, когда Вы, допустим, работаете с различными электронными площадками с целью ведения отчетности Вашей деятельности. Как следствие, с определенной периодичностью возникает необходимость подписания различных документов.
Во первых, рекомендую использовать операционную систему не ниже Windows XP, а лучше и что-нибудь более современное. В настоящее время самой стабильной и проверенной временем версией ОС семейства Windows является Windows 7.
Если используете в работе Win XP, не забывайте, что для стабильной работы с ЭП, у Вас должен быть установлен пакет обновлений SP3.
Далее. Обязательно установите Microsoft Framework версии 4.0 или выше. Скачать его можно бесплатно с официального сайта Microsoft.
Далее просто перечислю другие компоненты и программы, которые нам понадобятся.
1. Библиотеки CAPICOM;
2. СКЗИ КриптоПРО CSP (или другое ПО криптопровайдера);
3. Компонент формирования подписи "Ланит" ;
4. КриптоПРО ЭЦП Browser Plug-in.
Примечание! Если есть необходимость подписания локальных документов форматов doc, docx, pdf, xls и т.п., имейте в виду, что Вам также понадобится следующее:
1. Компонент КриптоПРО PDF (при необходимости подписания pdf-файлов);
2. КриптоПРО Office Signature (для подписания файлов документов, созданных в программах пакета MS Office).
Немного о КриптоПРО и ключевом носителе.
Как правило, удостоверяющий центр (УЦ), выдавший Вам токен, также предоставляет за дополнительную плату право использования ПО криптопровайдера. Поэтому далеко ходить Вам не придется.
В тенденциях нашего времени рекомендую использовать КриптоПРО версии 3.6 и выше. Обратите Ваше внимание на то, что данная программа позволяет с легкостью настроить считыватель "реестр" для ключевого носителя. Это избавит Вас от необходимости подключать носитель каждый раз при необходимости.
Что касается носителей, можно сказать, что наиболее распространенными являются типы Rutoken и Etoken. Советую акцентировать Ваше внимание на особенностях каждого из них. Программное обеспечение для установки ключевого носителя можно найти в свободном доступе в сети Интернет. Там же можно отыскать и соответствующие инструкции.
После установки КриптоПРО и настройки ключевого носителя, необходимо установить личные и корневые сертификаты, необходимые для работы. Не забывайте, что личные сертификаты помещают в хранилище "личные", а корневые - в "корневые хранилища УЦ".
Возможно, Вам покажется, что всё выше описанное, звучит довольно смутно и обобщенно. Поэтому при возникновении трудностей Вы можете обратиться на электронный адрес dsolution@inbox.ru и попросить совета. В заголовке письма укажите тему "ЭЦП".